Конкурсы

Классный час «Мораль и закон», 11 класс. Конспект

Конспект тематического классного часа «Мораль и закон», 10-11 класс

Цель

Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.

Задачи

1. Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.

2. Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.

Предварительная подготовка

Изучение статей административного и уголовного кодекса.

Сочинение-размышление «Мое отношение к десяти заповедям».

Подготовка к инсценировке игры.

Создание «Азбуки нравственности» для младших школьников.

Эпиграф

Истинный показатель цивилизации –

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Ход классного часа

I. Обсуждение притчи

(Ведущий рассказывает притчу.)

Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.

Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.

Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения:

1. Прав ли был мудрец?

2. Нужны ли людям законы?

3. Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?

4. Почему человек преступает закон?

5. Что значит слово «заповедь»?

6. Какие заповеди вы знаете?

7. Чем заповеди отличаются от законов?

II. Обсуждение сочинений-размышлений

Ведущий. Какие жизненные заповеди считаются незыблемыми в вашей семье? Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.

III. Работа в группах

Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить максимально доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для младших школьников.

Слова для работы в группах:

Группа 1: вежливость, гордость, любовь, нравственная культура.

Группа 2: скромность, милосердие, выдержанность, грубость.

Группа 3: доверие, совесть, сострадание, честь.

Группа 4: трудолюбие, тактичность, патриотизм, правдивость.

Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.

Возможные определения каждого понятия:

Вежливость - качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность - качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.

Искренность - качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

Нравственная культура - показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание - это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

IV. Самооценка нравственных качеств

Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

V. Инсценировка и обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Саша возвращался из школы в метро с одноклассниками. Вдруг один из друзей заметил, что у девушки, которая идет впереди, из заднего кармана торчит кошелек, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.

Ситуация 2. Гена решил отметить день рождения на дискотеке. Празднование проходило очень весело. Все отдыхали. Через час к ним подошел парень из 10-го класса и предложил для лучшего проведения времени купить у него таблетки.

Ситуация 3. Ребята веселились на дне рождения, а потом пошли провожать девочек домой. По дороге они увидели машину без хозяина, дверь которой была приоткрыта. Мальчишки предложили прокатиться, а потом поставить ее на место.

Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:

1. Бывают ли такие ситуации в реальной жизни?

2. Чем могут закончиться подобные ситуации?

3. Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?

4. Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях.

IV. Рефлексия классного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Нет комментариев. Ваш будет первым!